О взаимоотношениях имама с людьми

О щедрости и великодушии Абу Ханифы, да помилует его Аллах Всевышний, передается:

Имам аль-Халяби, Ахмад аль-‘Аскари и ас-Саймари сообщают, что Мис‘ар сказал: «Когда Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, покупал что нибудь для своих детей или когда ему доставляли первые фрукты, он всегда покупал это и для шейхов из числа мухаддисов, расходуя на них больше, чем он расходовал на своих детей и на самого себя, и он всегда проявлял великодушие в торговых делах и своих взаимоотношениях с людьми».

Хафиз ас-Сулами сказал:

— Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, занимался торговлей, а когда в конце года собирал деньги, полученные в качестве прибыли, то покупал на них то, в чём нуждались мухаддисы, после чего отдавал оставшиеся дирхемы им же, и он говорил беднякам: «Воздавайте хвалу Аллаху Всевышнему, ибо то, что досталось вам, является частью Его достояния, а которое Он даровал вам, и это — прибыль с ваших товаров, которую Аллах направляет к вам через меня».

Сообщается, что Абу Йусуф, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

— Не приходилось мне встречать никого щедрее Абу Ханифы, которому я часто говорил: «Не видел я никого щедрее тебя», на что он отвечал: «А что бы ты сказал, если бы увидел Хаммада?». Абу Ханифа кормил меня самого и всю мою семью в течение десяти лет, и не встречал я никого, в ком соединилось бы столько достойных качеств.

Сердечность отношения к людям выражается в желании им добра, и вся жизнь имама, да помилует его Аллах Всевышний, являла собой пример именно такого отношения, ибо он всегда желал добра всем. Мы уже привели примеры проявления им доброты по отношению к его бедным ученикам и рассказали о том, как он расходовал на них свои средства в течение многих лет и какое уважение оказывал своим шейхам и тем из них, которые являлись мухаддисами, требуя от них лишь того, чтобы они благодарили Аллаха за то, что что Он послал им через него. И мы рассказали о том, что все его собрания были посвящены поклонению, приобретению нового знания и повторению пройденного, а также о том, что он никогда ни о ком не отозвался плохо и никого не обидел, даже если кто то плохо говорил о нём самом.

С учетом сказанного неудивительно, что за это с похвалой об имаме, да помилует его Аллах Всевышний, отзывались лучшие улемы, характеризовавшие его как человека редкой доброты, доброжелательности и благочестия, что является милостью Аллаха, которую Он оказывает, кому пожелает.

Сообщается, что Са‘дан бин Са‘ид сказал: «Абу Ханифа был врачевателем этой общины, ибо невежество является наихудшей болезнью, а знание является наилучшим лекарством, и Абу Ханифа дал этому знанию окончательное толкование, благодаря которому невежество исчезло».

О терпении и кротости имама можно сказать следующее:

Терпением является способность сдерживать собственную душу несмотря на то, что это ей не нравится, а сколь много терпения проявил имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, обучая людей и указывая им правильный путь!

В той части своей книги, которая посвящена имаму Абу Ханифе, да помилует его Аллах Всевышний, аз-Захаби сообщает, что ‘Абд ар-Раззак сказал:

— Никогда не встречал я человека более кроткого, чем Абу Ханифа. Однажды, когда мы вместе с ним находились в мечети аль-Хайфа, один человек задал ему какой-то вопрос, на который он ему ответил. Тогда этот человек сказал: «А аль-Хасан аль-Басри говорит то-то и то-то». На это Абу Ханифа сказал: «Аль-Хасан ошибается». После этого к имаму подошел какой-то краснолицый человек и жестоко оскорбил его за то, что он указал на ошибку аль-Хасана. Люди хотели проучить его за это, а Абу Ханифа сказал: «Я говорю, что аль-Хасан ошибся, а Ибн Мас‘уд прав».

Мухаммад бин Суляйм приводит слова Вукай‘а, сообщившего, что Йазид бин Кумайт сказал:

— Однажды, когда я слушал Абу Ханифу, какой то человек принялся поносить имама, говоря ему: «О неверный, о еретик!» на что Абу Ханифа ответил ему так: «Да простит тебя Аллах, Который знает обо мне совсем не то, что говоришь ты».