Отношение имама к шариатским знаниям

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, рос в религиозной семье, стремился к постижению религии и старался доносить ее установления до людей, свидетельством чему служит вся его жизнь.

Нам хотелось бы осветить деятельность имама, который в юности получил прекрасное воспитание и образование, а впоследствии сам обучал и наставлял других до тех пор, пока Аллах не упокоил его в возрасте семидесяти лет. Что же касается смерти, то имам всегда учил людей, что смерть в истине лучше пустой жизни.

Сообщается, что Йазид бин аль-Кумайт сказал:

— Как то раз, когда имам вел спор с каким то человеком, этот человек сказал: «Побойся Аллаха!» Услышав эти слова, имам помрачнел, задрожал, опустил голову и сказал: «О брат мой, да воздаст тебе Аллах благом! Больше всего люди нуждаются в том, кто напоминал бы им об Аллахе Всевышнем в такие моменты, когда они восхищаются собой, говоря о знании, чтобы они совершали свои дела ради Аллаха. Знай, что, когда бы ни говорил я о том, что касается знания, я всегда помнил о том, что Аллах потребует у меня ответа, и я всегда стремился к спасению».

Сообщается, что Макки бин Ибрахим, один из шейхов аль-Бухари, сказал:

— Я занимался торговлей, и имам сказал мне: «Торговля без знания портит взаимоотношения между людьми», а потом он наставлял меня, пока я не обрел знание. И с тех пор каждый раз как я вспоминаю имама и его слова во время своих молитв, я обращаюсь к Аллаху с мольбами даровать ему благо, ибо благодаря ему предо мной открылись врата знания«.

Сообщается, что Абу Шихаб аль-Ханнат сказал:

— Я слышал, как Абу Ханифа сказал: «Приобретавший знание ради мира этого будет лишён благодати знания, которое не утвердится в его сердце и никому не принесёт пользы. Для того же, кто приобретал знание ради религии, оно станет благословенным и утвердится в его сердце, а те, кто будет учиться у него, получат пользу благодаря его знанию».

Имам Абу Ханифа сказал своему лучшему ученику Абу Йусуфу, да помилует Аллах Всевышний их обоих: «Прежде всего займись поисками знания, затем — приобретением дозволенного богатства, а затем — поисками жены, ибо, поистине, если сначала ты вместо поисков знания займешься приобретением богатства, то не сможешь искать знание. Богатство будет побуждать тебя покупать рабынь и невольников, и ты погрязнешь в делах мира дольнего». Затем имам сказал ему: «А когда ты приобретешь богатство, займись делами брака и обращайся со своей женой так, как я тебе говорил. Кроме того, тебе следует страшиться Аллаха Всевышнего, возвращать доверенное, проявлять искренность по отношению ко всем людям [это должно выражаться в указании им пути к тому, что соответствует их интересам в мире вечном и в земной жизни] и не относиться к ним с пренебрежением. Уважай их, поменьше общайся с ними, если только сами они не будут стремиться к общению с тобой, а при встречах с ними разбирай вопросы фикха, и тогда интересующиеся этим займутся постижением знания, а те, которые этим не интересуются, станут чуждаться тебя и при этом они не будут ни сердиться на тебя, ни окружать тебя».

Сообщается, что Бакр бин Джафар сказал:

— Иногда к Абу Ханифе, да помилует его Аллах Всевышний, приходил какой нибудь человек и начинал что-нибудь говорить, если же он был излишне многословен, имам говорил: «Оставь это, зачем говоришь ты о том то и том то?» — перебивая его. И имам часто говорил: «Ни в коем случае не передавайте дальше того, что не нравится людям! Да простит Аллах того, кто скажет о нас плохо, и да помилует Аллаха человека, который отзовется о нас хорошо! Постигайте религию Аллаха и оставьте людей и то, чем они занимаются для себя, ибо это заставит их нуждаться в вас».

Сообщается, что Йахйа бин Шайбан, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

— Однажды Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, увидевший, что его сын Хаммад ведет с некоторыми из учеников имама спор по вопросам калама, запретил им заниматься этим, а когда они сказали ему: «Мы видели, как сам ты вел такие споры, которые запрещаешь вести нам», имам, да помилует его Аллах Всевышний, ответил: «Мы вели споры так осторожно, будто на головах у нас сидели птицы, ибо боялись, что наш товарищ допустит ошибку, а вы ведете споры, желая, чтобы ваш товарищ ошибся, а тот, кто желает этого, желает, чтобы товарищ его впал в неверие».

Сообщается, что Исма‘ил бин Хаммад бин Абу Ханифа сказал: «Когда сын Абу Ханифы научился хорошо читать суру “Аль-Фатиха”, он подарил его учителю пятьсот дирхемов». В своей книге, известной под названием «Аль-Камиль» Ибн Джаббара добавляет к этому, что учитель спросил: «За что мне прислали это?» А потом к этому учителю пришел сам Абу Ханифа, который извинился перед ним и сказал: «О такой то, не считай малым то, чему ты научил моего сына, ибо, клянусь Аллахом, если бы имели мы больше, то отдали бы тебе и это из почтения к Корану!».