Ханафитские ученые о смысле свидетельства «Ля иляха илля Ллах»

Ля иляха илля Ллах – означает, нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «Знай же, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха…» (Сура «Мухаммад», аят 19).

Аллах также сказал: «Аллах – нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь» (Сура «Семейство Имрана», аят 2).

Смысл этих аятов в том, что только и только Аллах является тем божеством, Который достоин поклонения. Эта фраза отвергает наличие любого другого истинного божества, которому следует поклоняться. Выражение илля Ллах «кроме Аллаха» указывает на то, что Аллах не имеет сотоварищей в поклонении, точно так же, как Он не имеет Себе равных во власти.

Свидетельство Ля иляха илля Ллах состоит из отрицания и утверждения. Ля иляха – нет божества (достойного поклонения) – отрицание, а илля Ллах – кроме Аллаха – является утверждением. Божество — это объект поклонения. Только тот, кто является божеством, может быть объектом поклонения. Божеством каждого является то, чему он поклоняется. Все объекты поклонения кроме Аллаха также являются божествами, однако эти божества ложные. Они не являются истинными божествами. Всевышний Аллах сказал: «Это – потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах – Возвышенный, Большой»» (Сура «Хадж», аят 62).

Выражение свидетельства осуществляется согласно семи условиям. Без соблюдения одного из этих условий и без их правильного понимания, то есть того понимания, которое соответствует Корану и Сунне, произнесение данного свидетельства не принесёт никакой пользы. Ниже мы приводим эти условия, которые были выявлены авторитетными учеными Ислама из текстов Священного Корана и достоверной Сунны.

  1. Знание, несовместимое с невежеством (джахль).
  2. Убежденность, несовместимая с сомнениями.
  3. Искренность (ихлас), несовместимая с многобожием (ширк).
  4. Любовь, несовместимая с ненавистью.
  5. Правдивость, несовместимая с ложью.
  6. Подчинение, несовместимое с неповиновением.
  7. Признание – без отрицания.

Имам Мухаммад ас-Сахсауани (1326 г/х) сказал: «Знай, что Всевышний Аллах послал посланников и ниспослал Книги не для того, чтобы разъяснить творениям то, что Он их создал и то, что Он наделяет их уделом. Это потому что данное утверждение признавал любой многобожник до ниспослания Писания». См. «Сыянат уль-инсан» с. 164.

Имам аль-Хужанди (1379 г/х) сказал: «И знай, что слова «ля иляха илля Ллах» (нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) являются словами разделяющими Ислам и неверие… и здесь не имеется ввиду лишь произнесение этих слов языком, не понимая их смысла, но имеется ввиду произнесение их с пониманием их смысла и подчинением им». Затем имам привел некоторые доводы, после чего сказал: «И другие хадисы, из которых становится понятным невежество большинства людей относительно смысла этого свидетельства. Поэтому тот, кто произнесет эти слова, зная их смысл и имея убеждение в сердце, тот входит в Ислам и становится одним из людей Рая». См. «Мифтах уль-джанна» с.38-39.

После прочтения слов этих имамов становится понятно, что люди нуждаются в тех, кто разъяснит им суть единобожия, кто развеет им их сомнения, кто будет постоянно напоминать им об этом и исправлять их.

Сказал имам аш-Шаукани: «Причина заблуждения этих простолюдинов в том, что живя среди своих родителей и родственников, видя их на этих убеждениях, они переняли эти убеждения от них. Люди перенимают эти убеждения от предыдущего поколения – последние от первых… молчание же тех, кто познал суть вопроса, тех, кто обладает знанием, их бездействие и отказ от разъяснения этого людям, становятся причиной того, что эти люди так и остаются на этих взглядах». См. «Адаб ут-таляб» с.16.