Ханафитские ученые о взывании с мольбами (ду’а) не к Аллаху

«Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого» (сура «Ночной перенос», аят 56).

В книге «ад-Дурр аль-Мухтар» (2/630), которая является одним из наиболее известных трудов представителей ханифитского мазхаба, говорится буквально следующее: «Передают, что Абу Ханифа сказал: «Взывать к Аллаху с мольбами следует только посредством Него Самого. О мольбах, которые нам дозволено и велено читать, говорится в словах Всевышнего: „У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…“».

Похожее высказывание приводится в книге «аль-Фатава аль-Хиндийя» (5/280).

Аль-Кудури в своем большом труде по исламскому праву «Шарх аль-Карахи», в главе о нежелательных поступках, писал: «Бишр бин аль-Валид рассказывал со слов Абу Йусуфа, что Абу Ханифа сказал: «Взывать к Аллаху с мольбами следует только посредством Него Самого. Мне ненавистно, когда говорят: „ради места величия на Твоем Троне“ или „ради того, что полагается Твоим творениям“». Это мнение разделял и Абу Йусуф. Он сказал: «Место величия на Троне — это Аллах, и я не считаю такую молитву нежелательной. Но мне ненавистно, когда говорят: „ради того, что полагается такому-то“, „ради того, что полагается Твоим пророкам и посланникам“, „ради того, что полагается Твоему Заповедному Дому и Заповедному Месту“». Аль-Кудури сказал: «Просить Аллаха ради Его творений нельзя, потому что Творец ничем не обязан Своим творениям». Об этом сообщил шейх-уль-ислам в книге «аль-Ка’ида аль-Джалила».

Аз-Зубейди в книге «Шарх аль-Ихья» (2/285) сказал: «Абу Ханифа и его соратники считали ненавистным просить Аллаха ради того, что полагается кому-то, или ради того, что полагается Его пророкам и посланникам, Заповедному Дому или Заповедному Месту, потому что Аллах ничем никому не обязан. Абу Ханифа и Мухаммад (ибн аль-Хасан) также порицали говорить во время мольбы: „О, Аллах! Прошу Тебя ради места величия на Твоем Троне“. Абу Йусуф же разрешил поступать так, когда до него дошло предание по этому поводу».

По этому поводу Ибн аль-Асир, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Просить Аллаха посредством места величия на Его Троне значит просить посредством качеств, благодаря которым Трон удостоен величия, или ради величественных мест на Троне. В сущности, это означает просить Аллаха ради величия Его Трона, и соратники Абу Ханифы запрещали взывать к Аллаху такими словами».

Согласно первому толкованию, под местами величия подразумеваются качества, благодаря которым Трон удостоен величия. В этом случае молящийся просит Всевышнего Аллаха посредством Его качеств. И поступать так разрешается. Согласно второму толкованию, под ними подразумеваются места величия на Троне, и просить Аллаха посредством них означает искать приближение к Нему посредством творения, что непозволительно.

Шейх Абу ат-Таййиб Шамс аль-Хакк аль-Азимабади в книге «ат-Талик аль-Мугни аля Сунан ад-Даракутни» (стр. 520-521) писал: «Отвратительным грехом, чудовищным религиозным нововведением и опасным новшеством в религии является обращение за помощью к шейху Абд аль-Кадиру аль-Джилани, да будет милостив к нему Аллах, которое для еретиков стало обычным делом. Они говорят: «О шейх Абд аль-Кадир аль-Джилани, сделай то-то ради Аллаха», возносят молитвы в направлении Багдада и совершают множество подобных грехов. Они приобщают к Аллаху сотоварищей в поклонении и не ценят Его должным образом. Эти невежды не знают, что шейх, да будет милостив к нему Аллах, никому не способен принести пользу и никого не может уберечь от зла даже весом с крошечную пылинку. Так почему же они просят его помочь им и удовлетворить их нужды?! Неужели Аллаха не достаточно Его рабам?!! О, Аллах! Мы прибегаем к Твоей защите от того, чтобы придавать Тебе сотоварищей или возвеличивать кого-либо из Твоих творений так, как подобает возвеличивать Тебя!»

В «аль-Базазийе» и в других сборниках фетв сказано: «Кто говорит, что души шейхов присутствуют рядом с нами и знают о нас, тот становится неверующим».

Шейх Фахр ад-Дин Абу Саад Усман аль-Джайяни бин Сулейман аль-Ханафи в своей книге «ар-Рисала» сказал: «Кто полагает, что умершие распоряжаются судьбами наряду с Аллахом, и убежден в этом, тот является неверующим». Похожее высказывание приводится и в книге «аль-Бахр ар-Раик».

Кадий Хамид ад-Дин Накури аль-Хинди в книге «ат-Тауших» сказал: «Среди них есть такие, которые во время невзгод и несчастий взывают к пророкам и святым и верят в то, что их души присутствуют рядом с нами, слышат обращенный к ним зов и знают о наших нуждах. Это — не что иное, как отвратительное многобожие и явное невежество. Всевышний Аллах сказал: „Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тому, кто не ответит им до Дня воскресения и кто не ведает об их зове?!“ (сура „Барханы“, аят 5)».

В сочинении «аль-Бахр ар-Раик» (джим 3/стр. 94) также говорится: «Если кто-либо, вступая в брак, берет в качестве свидетелей Аллаха и Его посланника, то его брак считается недействительным, а сам он становится неверующим из-за своей веры в то, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, известно сокровенное».

Похожие высказывания можно встретить в собраниях фетв Кади-хана и аль-Айни, в сборниках «ад-Дурр аль-Мухтар» и «аль-Аламкирийя», а также во многих других трудах ученых ханифитского мазхаба. Что же касается Корана и Пречистой Сунны, то в них содержится бесчисленное количество текстов, изобличающих саму суть многобожия и жестко порицающих тех, кто приобщает к Аллаху сотоварищей. Наш шейх, выдающийся ученый ас-Сеййид Мухаммад Назир Хусейн ад-Дахлави написал убедительную статью, посвященную опровержению этого скверного религиозного нововведения.