Имам Абу Джа’фар Ахмад бин Мухаммад бин Салама бин Салма бин ‘Абдульмалик аль-Азди аль-Хаджари аль-Мисри, известный как имам ат-Тахави (по месту рождения в Египте).
Как сообщает его ученик ибн Йунус, ат-Тахави родился в 239 г.х., и умер, по мнению большинства биографов в 321 г. х., однако Ибн Надим утверждает, что он умер в 322 г.х.
Имам ат-Тахави рос в семье, известной своей образованностью и благородством. Его отец был известен не только как знаток арабской поэзии, но и как знающий и мудрый человек, а мать упоминается в числе последователей имама аш-Шафии, и среди тех, кто посещал его уроки, а его дядя по линии матери Исмаил бин Яхья аль-Музани — ведущий последователь имама аш-Шафии и распространитель его знаний.
Имам ат-Тахави был современником имамов-хадисоведов, авторов шести известнейших сборников хадисов, а также других известнейших ученых того периода, и участвовал вместе с ними в передаче некоторых хадисов.
Достигнув возраста двадцати лет, он оставил мазхаб аш-Шафии и последовал мазхабу имама Абу Ханифы, что объясняется влиянием ряда факторов:
1. Он видел, что его дядя усердно изучает книги Абу Ханифы, которые оказывали влияние на его фетвы. Когда Мухаммад бин Ахмад аль-Шурути спросил его: «Почему ты отказался от мазхаба своего дяди и выбрал мазхаб Абу Ханифы?», он ответил: «Я видел, как мой дядя постоянно обращался к книгам Абу Ханифы, поэтому и я последовал его мазхабу».
2. Он был свидетелем научных диспутов между известнейшими последователями аш-Шафии и Абу Ханифы.
3. Труды, написанные последователями обоих мазхабов, в которых излагались мнения по спорным вопросам. Так, аль-Музани написал книгу «Аль-мухтасар», в которой он возражал Абу Ханифе по ряду вопросов, а в ответ на это казый Баккар бин Кутейба написал книгу, отстаивая позицию своего мазхаба.
4. Шейхи, последователи мазхаба Абу Ханифы, приехавшие в Египет на должность казыев, такие, как казый Баккар бин Кутейба, ибн Абу Имран и Абу Хазим.
Все эти факторы наряду с врожденными способностями, всесторонней образованностью и стремлением к степени «муджтахида», подтолкнули его к углубленному изучению обоих мазхабов, их сравнению и выбору ханафитского мазхаба, к которому он себя относил и который в дальнейшем стал отстаивать.
В переходе Абу Лжа’фара ат-Тахави от одного мазхаба к другому не было ничего, что может вызывать удивление или осуждение, так как многие ученые из числа его предшественников и современников переходили от одного мазхаба к другому, и это не вызывало осуждения со стороны ученых того периода. Так, большинство учеников имама аш-Шафии ранее были из числа последователей имама Малика, были среди них и те, у кого учился имам ат-Тахави. Это не было последствием слепой приверженности, подражания или соперничества, а происходило в результате изучения доводов, размышлений и удовлетворения аргументами.
Ибн Зулак сказал: «Я слышал, как Абульхасан Али ибн Джа’фар ат-Тахави говорил: «Я слышал от своего отца, сказавшего, упомянув достоинства Абу Убейды бин Харбавейха и его знание фикха: «Мы спорили с ним по некоторым вопросам, и вот однажды, когда я ответил ему на один из них, он сказал мне, что это не соответствует мнению Абу Ханифы. Я ответил ему: «О казый, неужели я должен повторять все, что сказал Абу Ханифа?», и он сказал мне: «Я считал тебя всего лишь его слепым последователем». Я ответил: «Слепо следуют только фанатики», и он добавил: «Или тупицы». В дальнейшем это высказывание настолько распространилось в Египте, что превратилось в притчу, которую запомнили люди».
Высказывания ученых относительно имама ат-Тахави
Ибн Йунус, как это сообщает Ибн Асакир в своей «Истории» (т.7, стр. 368), сказал: «Он был достойным доверия в передаче хадисов, обладал хорошей памятью, умом и знанием фикха, и не оставил себе равных».
В своей книге «ас-Сила» Маслама ибн аль-Касим, как это передает Ибн Хаджар в своей книге «аль-Лисан» (т. 1, стр. 276), сказал: «Он был достойным доверия, очень уважаемым и видным человеком, знал различные мнения и разбирался в трудах ученых».
Ибн Надим в «аль-Фихристе», стр. 260, сказал: «Он был одним из тех, кто в то время отличался умом и аскетическим образом жизни».
Ибн Абдульбарр, как это говорится в «аль-Лжавахир аль-мудыййа», сказал: «Он был одним из знатоков биографий ученых Куфы, историй о них, и их знания фикха, вместе с тем он имел познания в области правовых школ — мазхабов».
Имам ас-Сам’ани в книге «аль-Ансаб», т. 8, стр. 218, говорит: «Он был имамом, достойным доверия в передаче хадисов, знатоком фикха, не оставившим себе равных».
Ибн аль-Джаузи в книге «аль-Мунтазам», т. 6, стр. 250, говорит: «Он обладал проницательностью и умом, знанием фикха, был достойным доверия в передаче хадисов, красиво сложен, и все говорили о его достоинствах, правдивости, довольстве малым и скромности».
Ибн аль-Асир в «аль-Лубаб», т. 2, стр. 276, пишет: «Он был имамом, факихом ханафитского мазхаба, и был достоин доверия (в передаче хадисов)».
Имам аз-Захаби в «Сияр а’лам ан-нубала», т. 15, стр. 27, пишет: «Великий ученый, имам, известный в Египте знаток хадисов и факих… и каждый, кто знаком с трудами этого имама, увидит степень его учености и широту познаний».
В другой своей книге «ат-Тарих аль-кабир» в статье о 33-ем поколении3 он говорит: «Факих, знаток и передатчик хадисов, один из известнейших ученых, он был достоин доверия, был хафизом и обладал знаниями и отличался умом». Также об имаме ат-Тахави он пишет и в «Тазкират аль-хуффаз», стр. 808.
Ас-Сафади в «Аль-вафи биль-вафийат», т. 8, стр. 9, пишет: «Он был достоин доверия в передаче хадисов, был благородного происхождения, отличался умом и знанием фикха, подобных которому больше не было».
Аль-Йафии сказал: «Он был знатоком хадисов и фикха, и написал ряд полезных произведений».
Ибн Касир в «Аль-бидайа», т. 11, стр. 187, говорит о нем: «Факих ханафитского мазхаба, автор ряда полезных произведений, один из точнейших передатчиков хадисов, обладал исключительной памятью».
Ас-Суютый в «Табакат аль-хуффаз», стр. 337, пишет: «Имам, авторитетный ученый и знаток хадисов, автор уникальных трудов, факих, подобных которому больше не было».
Ад-Давуди в «Табакат аль-муфассирин», т. 1, стр. 74, сказал о нем: «Имам, видный ученый и знал наизусть много хадисов».
Махмуд Сулейман аль-Кафави в своей книге «Ат-табакат», как это передает аль-Лакнави в «Аль-фаваид аль-бахийа», стр. 31, писал: «Авторитетнейший имам, он был широко известен, прекрасными отзывами о котором были полны многие страницы… Он был имамом в знании хадисов и преданий… автор величайших и авторитетнейших произведений».
Его труды
Он написал ряд книг по вероучению, тафсиру, хадисам, фикху и истории, отличавшихся своей основательностью, качеством и заключавших в себе много полезной информации. Историки упоминают более тридцати его трудов, среди которых были:
1. «Шарх ма’ани аль-асар» — «Комментарий к смыслам повествований»;
2. «Шарх мушкил аль-асар» — «Комментарий к проблемам в повествованиях»;
3. «Мухтасар ат-Тахави фи-ль-фикх аль-ханафи» — «Краткий сборник ат-Тахави по ханафитскому фикху»;
4. «Сунан аш-Шафии», в котором ат-Тахави собрал все, что его дядя аль-Музани слышал от аш-Шафии в 252 г.х..
5. Аль-акыйда ат-тахавийа» — «Вероучение ат-Тахави», основа этого комментария, ставшей широко популярной и принятой последователями Сунны, несмотря на различия их мазхабов, и к которой был написан ряд комментариев и разъяснений.
6. «Аш-шурут ас-сагир».
Умер имам ат-Тахави, да помилует его Аллах, в Египте в ночь на четверг в начале месяца зуль-ка’да 321 г.х. и был похоронен на кладбище в склепе Бану Аш’ас.