Ложь вокруг имама

Кто такой Абу Мансур аль-Матуриди?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам!

А затем:

На сегодняшний день имя имама Абу Мансура аль-Матуруди на устах многих мусульман, и оно стало настолько известным, что даже люди, не имеющие никакого представления о религии, наверняка слышали о нем. В особенности это наблюдается в среде русскоязычных мусульман, и причиной этому многие представители ДУМ стран СНГ, которые желают навязать мусульманам ханафитский мазхаб в вопросах фикха и матурудитский – в убеждениях.

Однако возникает вопрос: «Кто же такой Абу Мансур аль-Матуруди, вокруг которого до сих пор поднято столько шума и у которого есть столько последователей?»

Его полное имя Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд ибн Мухаммад аль-Матуруди ас-Самарканди.

Вот что сказал о нем Шейх Шамсуддин ибн Мухаммад Ашраф ибн Кайсар ибн Амир Джамаль ибн Шах аль-Афгани в своей книге «Матурудия» (1/240):

«Тот, кто будет усердно искать информацию о его жизни, столкнется с таким удивительным фактом, что жизнь основателя матурудитской школы не освещена в книгах по истории «тарих», «табакат», в книгах о городах «бульдан», в книгах о дате смерти ученых «уафаят», в книгах о биографиях ученых «Тараджум» и т.п. В этих книгах нет никакого описания его жизни, того, как он воспитывался, его путешествия на пути требования знаний. Ничего из этого нет, кроме небольшого упоминания. Несмотря на то, что он является основателем этой большой школы, о нем не написал ни имам Ибн Асир (630) в своей книге «аль-Камиль», ни Ибн Халкан (681) в своей книге «Уфаятуль-а’ян», ни аз-Захаби (748) в своих книгах «Сияр а’ламу нубаля», «аль-‘Ибар» и «аль-Мизан», так же о нем ничего не сказал Ибн Шакир (764) в книге «Фауату уафаят», ни Ибн Касир (774) в своей книге «аль-Бидая уа-ннихая», ни ас-Суюти (911) и ад-Дауди (945) в их «Табакат лиль-муфассирин», ни Ибн ‘Иммад (1079) в «Шазарату захаб» ни Науаб Садык ибн Хусайн (1307) в книге «Абжаду ‘улум».

Не упоминается о нем и в книгах о науке джарх уа та’диль и именах передатчиков «Асмау риджаль». Мухаддисы оставили его страницу пустой. Никто о нем ничего не сказал: Ни аль-Бакри (487) в книге «Му’джаму масту’джима», ни аль-Хамауи (626) в «Му’джаму бульдан», ни Казуини (682) в «Асару биляд», ни аль-Химьяри (727) в «Раудуль-Миътар», ни Сафиюддин аль-Багдади (739) в «Марасиду иттиля’»

Я также ничего не смог найти о биографии Абу Мансура аль-Матуруди в книгах по родословию: «Ансаб» ас-Сам’ани (562), «ал-Любаб» Ибн Асира (630), кроме как ас-Сам’ани упомянул его имя, когда писал о биографии другого человека (3/12), также поступил аль-Микризи (845).

Также его биография неизвестна и в книгах «аль-Фахарис», ни в книге «Фахрасат» Ибн Надима (380), или «Фахрас» Ибн Атыя (541), или «Фахрас» Ибн Хайра аль-Ишбили (575), ни в «Фахрасу фахарис» Каттани (1382).

Также я ничего не обнаружил о его биографии и в энциклопедиях ученых по «Наху» (грамматика арабского языка), «Адаб» (арабская литература) «Лугауиин» (языковедов), а это уже больше, чем двадцать источников.

И совсем ничего неизвестно о его путешествиях на пути требования знаний. И неизвестно выезжал ли аль-Матуруди хоть раз за пределы Самарканда или нет?! И я это говорю основываясь на книги истории городов, где приводятся имена тех ученых, кто посещал эти города с целью требовании знаний, как «Тариху Джурхан» ас-Сахми (427), «Тарих асбахан» Абу Ну’ейма (430), «Тарих Багдад» аль-Хатыба (463), «Тарих димашк» Ибн ‘Асакира (571), «’Укду самин» Ибн Тайба аль-Фаси аль-Макки (832).

Но больше всего меня удивило то, что ас-Сафди (764) ничего не упомянул об имаме Матуруди, хотя он обязался в своей книге рассказать обо всех, сказав: «Я не оставил ни одного праведного халифа, сподвижника, табиъина, правителя, кадыя, визира (министра), мухаддиса, факыха, праведника или известного человека, писателя, поэта, врача, мудреца, основателя какого-либо течения или известного специалиста в какой-то науке, любого лучшего из лучших». См. «Аль-Уафи биль-уфаяят» 1/605.

Также я не нашел ни слова о нем в книгах о течениях и школах (мазхаб), кроме как некоторые современники написали о нем.
Также ни шейхуль-Ислам ибн Таймия, ни Ибн аль-Кайиим не упомянули о нем в своих книгах за исключением того, что шейхуль-Ислам упомянул его в числе тех, кто пошел по пути джахмитов и в числе тех, кто пошел путем Ибн Киляба. См. «Дару таъаруд» 2/245, 7/441, «Китабуль-иман» 414, «Маджумуъу-фатауа» 7/433.

Ибн аль-Кайим упоминал в числе книг шейхуль-Ислама книгу «Рисаля фи ‘акида ашъарияти уа ‘акида матуруди уа гайру ханафиях». Однако, я не нашел эту книгу ни напечатанной, ни в рукописях, но если бы она нашлась, то она приобрела бы известность.
Меня удивило известие о том, что сами ханафиты-матуридиты, которые так превозносят своего имама, не упоминали подробно о его жизни. Причину этого пробела я не знаю и не могу объяснить.

Я перечислил все эти книги для того, чтобы показать читателю, сколько усилий мне пришлось приложить в поисках его биографии; а также для того, чтобы облегчить тому, кто интересуется его жизнью. После этой трудоемкой работы я не обнаружил ничего, что было бы связано с его биографией, родом, годом смерти, кроме маленьких крупиц его жизни, его учителях и учениках. Я не нашел ничего о биографии его отца, деда, прадеда, его женщин.

Теперь я представляю то, что я смог собрать по крупицам об этом имаме:

Имам Абу Мансур аль-Матуруди родился примерно в 258 году. Он учился у своего шейха Насыра ибн Йахьи аль-Балхи, который умер в 268 году. Аль-Матуруди в то время было примерно около десяти лет, поэтому примерной датой рождения аль-Матуруди является 258 год. Умер он в 333 году, прожив примерно 75 лет. Это не малый срок – почти целый век.

Если это достоверно, то он учился также у Мухаммада ибн Мукатила ар-Рази (248 год) и, если тогда Матуруди было примерно десять лет, то дата его рождения будет 238 год, а срок его жизни составит 95 лет. Но Аллах знает лучше.

До этого я говорил, что я не знаю ничего о его путешествиях в требовании знаний, но доктор Мухаммад Саъид аль-Афъани сказал: «Путешествия Матуруди в Басру для дискуссий по убеждениям достигли 22 раз». См «Шейхуль-ислам ансар» 149.

Однако этот доктор ничем не подтвердил свое сообщение, а это большая ошибка с его стороны.

И сколько ошибок этот доктор сделал в своем послании помимо этого!

Также аль-Афъани сказал:
«Имам Матуруди пережил двенадцать халифов:
1 – Мутауакиль Джа’фар бну аль-Му’тасим Мухаммад бну Харун ар-Рашид (247);
2 – Мунтасир Мухаммад бну Мутауакиль (248);
3 – Мустаъин Ахмад бну Му’тасим(251);
4 – Му’таз Мухаммад бну Мутауакиль(255);
5 – Мухтади Мухаммад бну Уасик (256);
6 – Му’тамид Ахмад бну Мутауакиль (279);
7 – Му’тадыд Ахмад бну Муафик (289);
8 – Муктафи Ъали бну му’тадыд(295);
9 – Муктадир джа’фар бну Му’тадыд(320);
10 – Кахир бну Му’тадыд (339);
11 – Ради Мухаммад бну Муктадир (329);
12 – Муттаки Ибрахим бну Муктадир(357);

В тот век в мусульманской общине произошли серьезные политические изменения, и, наверное, аль-Матуруди пережил их.

Больше этого мне ничего неизвестно об имаме аль-Матуруди. А что касается чьих-то мнений или рассказов, которые ничем не подтверждены, то я не имею права что-то писать о них здесь.

Его учителя:
В истории, как было сказано раньше, ничего неизвестно о жизни Абу Манусура аль-Матуруди: как он рос, развивался, у кого требовал знания, и как путешествовал на пути получения знаний, а также учился ли он у кого-либо из ученых или нет.

Конечно, говорится о четырех его учителях, упоминание о жизни которых также не дает полного понимания о самом Матуруди и его учителях. Но постараемся привести то, что известно:
1 – Мухаммад бну Мукатиль ар-Рази, который умер в 248 году по хиджре. Многие считают, что он был из учителей Матуруди, но это никем не доказано. И вот некоторые высказывания ученых о нем:
Сказал Захаби«Мугни фи дуъафа»: «даъиф» (слабый: недостойный доверия в хадисе)».
2 – Насыр бну Йахья аль-Балхи, который умер в 268 году и его также называют в числе учителей Матуруди; «Шарх аль-ихья» аз-Зубейди.
3 – Абу Бакр Ахмад бну Исхак бну Субейх аль-Джаузаджани (впоследствии аль-Багдади ханафи). Ничего неизвестно о дате его смерти, кроме информации о том, что он умер в 200 году по хиджре;
5 – Абу Наср Ахмад бну ‘аббас бну Хусейн бну Джабалах бну Галиб бну Джабир бну Науфаль.

Это то, что известно о его учителях, хотя достоверность того, что они являлись его учителями также под вопросом. И тот, кто посмотрит на их биографию увидит, что они были из числа «ду’афа» (слабых, чьи слова не принимались во внимание); либо вообще неизвестные; либо из тех, кто слепо следовал мазхабу, у которых не было ничего общего с наукой о хадисе и теми, кто ей занимался. Несомненно, они оставили свой след на своих учениках, в числе которых был Имам Абу Мансур аль-Матуруди».

И хотелось бы завершить начатое словами известного шейха ‘Абдуллаха ибн Йусуф аль-Джудай’ о том, как он отозвался о аль-Матуруди и о самой матурудийской школе: «Есть еще другая группа, которая соответствует аш’аритам в убеждениях, известная как «Матурудия», последователи Абу Мансура аль-Матуруди, которого считают вторым имамом Ахлю-сунна уаль-джама’а. Как это считают они! Абу Мансура аль-Матуруди ас-Самарканди причисляют к ханафитским факихам, именно поэтому, большинство последователей этой школы – ханафиты. Этот человек любил много спорить, философствовать в отношении имен и качеств Аллаха, и не был из тех, кто изучает хадисы, высказывания сподвижников или таби’инов. У него не было таких последователей, которые бы сделали известной его школу. Затем появилось такое течение, которое переняло его убеждения, и в то же время, они утверждали, что являются ханафитами. В последнее время эта школа получила известность и все это по причине того, что люди отдалились от Сунны и стали невежественны до такой степени, что не знают из имамов ахлю-Сунна никого, однако признают лишь Абу-ль-Хасана аль-Аш’ари и Абу Мансура аль-Матуруди.

Во многих исламских университетах и школах преподается ‘акыда Абу Хасана аль-Аш’ари, либо Абу акыда Абу Мансура аль-Матуруди. И, к большому сожалению, многие ученые, вышедшие из стен этих университетов, не знают о единобожии ничего, кроме аш’аритского или матурудийского толка.

Я увидел книгу Матуруди, которая называется: «Китабу Таухид» (Книга единобожия). О, Аллах прости ему за это, ведь уместнее было бы назвать ее книгой философии или споров, которая переполнена догадками». См. «‘Акыда салафия фи калями Раббиль-бария уа кашфи абатыли мубтади’ах раддия» 279-280.