Вероубеждение

О том, что вероубеждение четырех имамов в основе едино

Вероубеждение четырех имамов — Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада — соответствует тому, что изложено в Коране и Сунне. Их вероубеждение также соответствует воззрениям, которых придерживались сподвижники и те, кто искренне и в точности последовал по их стопам. Между этими имамами, хвала Аллаху, нет никаких разногласий по вопросам основ религии. Они единодушны относительно веры в качества Господа и в то, что Коран, будучи Словом Аллаха, не сотворен. Согласно воззрениям имамов обязательным условием веры (иман) является подтверждение сердцем и языком. Все они подвергали порицанию приверженцев калама из числа джахмитов и других сект, которые находились под влиянием греческой философии и мнений, основанных на каламе.

Ибн Таймийя, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Однако милость Аллаха в отношении Своих рабов проявляется в том, что имамы этой уммы правдивы в речах как, например, четыре имама и другие (ученые)… Они порицали приверженцев калама из числа джахмитов за их высказывания о Коране, вере и качествах Господа. Каждый из этих имамов имел такое же вероубеждение, которого придерживались праведные предшественники из первых поколений мусульман (саляф). Все они были единодушны в том, что Аллаха можно будет увидеть в будущей жизни, что Коран, будучи Словом Аллаха, не сотворен, и что обязательным условием веры является подтверждение сердцем и языком» «Китаб аль-Иман», стр. 350-351. Издательство «аль-Мухамадиййа». Примечания и комментарии Мухаммада аль-Харраса.

Ибн Таймийя также сказал: «Все известные имамы подтверждают качества Всевышнего Аллаха и говорят: “Поистине, Коран — это Слово Аллаха, и он не является сотворенным”. Они также говорят: “Поистине, Аллаха можно будет увидеть в будущей жизни”. Таков мазхаб сподвижников и тех мусульман, кто искренне и в точности последовал по их стопам, будь они из потомков пророка или из числа других людей. Таким же является мазхаб тех имамов, примеру которых последовали мусульмане: Малика бин Анаса, ас-Саури, аль-Ляйса бин Са’да, аль-Аузаи, Абу Ханифы, аш-Шафи’и и Ахмада…» «Минхадж ас-Сунна» ( 2/106).

На вопрос о вероубеждении имама аш-Шафи’и шейх аль-Ислам Ибн Таймийя ответил: «Вероубеждение (имама) аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах, и вероубеждение предшественников этой уммы, например, Малика, ас-Саури, аль-Ауза’и, Ибн аль-Мубарака, Ахмада бин Ханбаля, Исхака бин Рахауайха, является таким же вероубеждением, что и у шейхов, являющихся примером (для людей): Фудайля бин Ийада, Абу Сулеймана ад-Дарани, Сахля бин ’Абдуллаха ат-Тустари и других. Поистине, как среди этих имамов, так и у подобных им ученых, не было никаких споров и разногласий относительно основ религии. В это число входит и Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, поскольку, как достоверно установлено, его вероубеждение в вопросах единобожия, предопределения и т. п. соответствовало вероубеждению вышеперечисленных имамов, а их вероубеждение, в свою очередь, соответствовало тому, чего придерживались сподвижники и последователи. Вероубеждение же сподвижников и последователей состояло из того, что изложено в Коране и Сунне» «Маджму аль-Фатауа» ( 5/256).

Именно на это указал выдающийся ученый Сиддык Хасан Хан, сказав: «Наш мазхаб — это мазхаб праведных предшественников из первых поколений мусульман. Мы утверждаем имена и качества Аллаха, не отождествляя их (биля ташбих), и очищаем имена и качества Аллаха, не лишая их смыслового значения (биля та’тыль). Таков мазхаб имамов исламской религии: Малика, аш-Шафи’и, ас-Саури, ибн аль-Мубарака, Ахмада… и других. Поистине, не было среди них ни споров, ни разногласий по основам религии. То же самое следует сказать и про Абу Ханифу, да будет доволен им Аллах, ибо, как достоверно установлено, его вероубеждение соответствовало вероубеждению других имамов, которое состояло из того, что изложено в Коране и Сунне…» «Катф ас-Самар», стр.47-48.

Ташбих (букв. «отождествление») — уподобление Аллаха кому или чему бы то ни было. Необходимо отрицание трех видов уподобления: (1) уподобление себя Аллаху; (2) уподобление создания Аллаху; (3) уподобление Аллаха созданию.

Та’тыль — букв. «лишение». Широкий по содержанию термин, который пронизан профилирующей идеей лишения имен и качеств Аллаха их смыслового значения.