Вероубеждение

Ханафитские ученые о чрезмерном почитании предков

Ханафитский имам Шукри аль-Алюси (1342 г/х) сказал: «Излишество в почитании и возвеличивании кого-либо из творений является самой великой причиной, ведущей к поклонению идолам и праведникам. Именно излишнее возвеличивание праведников стало причиной поклонения людей Насру, Суа’у, Ягусу и др. в народе пророка Нуха (Ноя). Также и христиане начали поклоняться ‘Исе (Иисусу) именно по этой причине». См. «Масаиль джахилия» с.71-72.

Исходя из этого, отношение человека к своим предкам, может иметь три направления:
1) проявление сухости, безучастия и безразличия по отношению к ним.
2) проявления излишества и перехода границ, которые установлены в шариате в их почитании.
3) сохранение срединности в этом вопросе.

Проявление сухости является запретным в нашей религии. Если человек не выполняет своих обязанностей по отношению к родителям и предкам, то совершает этим несправедливость.

Что же касается проявления излишества в их почитании, то это является более опасным и запретным деянием, так как это не просто запретно само по себе, но еще и ведет к многобожию.Сказал Аллах:

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду» (Сура ан-Ниса, аят 171)

Сказал имам ‘Абдуррахман ибн аль-Хасан: «Чрезмерность – это проявление излишества в почитании, что может проявляться в словах или убеждениях. Этот аят означает: «Не возвышайте творение выше того положения, на которое поставил его Аллах». Это обращение хоть и направлено к обладателям писания, однако, смысл и контекст его общий и запрет распространяется на всю общину». См. «Фатх уль-Маджид» с. 341.Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ни в коем случае не чрезмерствуйте в религии. Тех, кто был до вас, погубило именно излишество». Ахмад 1851; Ибн Маджа 3029; Насаи 5/268 и др.

Ханафитский имам аль-Хужанди (1379 г/х) сказал: «Одной из самых великих хитростей, которой шайтан обманывал сыновей Адама в древности и современности, является распространение среди людей многобожия в одеждах возвеличивания и уважения праведников. Он заменил понятие «многобожие» на понятие «посредничество», «заступничество» и т.п. Однако, многобожник остается многобожником, признает он это или нет, также, как прелюбодеяние остается прелюбодеянием, даже если его называют иначе, а спиртное остается спиртным, даже если его назовут водой… этим самым стало понятно, что большинство людей стало неверующими и оставило свою религию именно по причине излишнего почитания праведников». См. «Хукму Лляхи аль-Ахад ас-Самад» с.26, 33

Поэтому очень важно различать два понятия:
1) почитание и уважение предков, не выходя при этом за границы шариата.
2) чрезмерность в их возвеличивании.