Вероубеждение

Высказывания имама Абу Ханифы о вере

1. Абу Ханифа сказал: «Вера – это утверждение (языком символа веры) и подтверждение (сердцем)» «аль-Фикх аль-Акбар», стр. 304.

2. Абу Ханифа сказал: «Вера – это утверждение языком и подтверждение сердцем (джанан). Одно лишь утверждение языком не является верой» «Китаб аль-Уасыййа» с комментариями, стр. 2.

Ат-Тахауи передал это высказывание от Абу Ханифы и двух его учеников. «аль-Акыда ат-Тахауиййа» с комментариями, стр. 360.

3. Абу Ханифа сказал: «Вера не увеличивается и не уменьшается» «Китаб аль-Уасыййа» с комментариями, стр. 3.

Шейх ’Абдуррахман аль-Хумеййис говорит: «Высказывание Абу Ханифы о том, что вера не увеличивается и не уменьшается, связано с его определением имана, как подтверждение сердцем и утверждение языком. Подтверждение же имана делами он не включил в определение сущности веры. Это мнение Абу Ханифы отличает его воззрения относительно веры от воззрений остальных имамов Ислама: Малика, аш-Шафии, Ахмада, Исхака, аль-Бухари и др. Истина же в этом вопросе как раз на их стороне. Что касается данного высказывания Абу Ханифы, то оно далеко от истины, однако в любом случае он (как муджтахид) получит награду от Аллаха. В то же время Ибн Абд аль-Барр и Ибн Абу аль-Изз привели сведения, из которых можно сделать вывод, что позднее Абу Ханифа отказался от своего мнения. А Аллаху об этом ведомо лучше. Ибн Абд аль-Барр, «ат-Тамхид» (9/247); «Шарх аль-Акыда ат-Тахауиййа», стр. 395» См. книгу «Вероубеждение четырех имамов».

Ученые Ахлю ас-Сунна уа аль-Джама’а относили Абу Ханифу, да помилует его Аллах, и тех, кто разделял с ним такие же воззрения в данном вопросе к мурджия-фукъаха — одной из групп мурджиитов.

Мурджииты — это одна из ранних и заблудших сект, основное отличие которой от ахлю-Сунна заключается в расхождении с ними в вопросах определения имана. Мурджииты получили свое прозвище от слова «ирджа», что означает — оставление позади, т.е. оставившие деяния позади имана. См. «аль-Миляль уа-ннихаль» 1/136, «Макъалят аль-ислямиин» 1/212.

В Сунне нет никаких достоверных указаний относительно этой секты. Однако шейх аль-Альбани усилил достоверность одного хадиса, в котором шла речь о мурджиитах, который передается со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Две категории людей из моей общины не будут подпущены к моему водоему и не войдут в Рай! А это къадариты и мурджииты!» ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/253. Хадис хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2748.

Мурджииты разделились на три основные группы:

«Первая группа — это те, кто говорит, что иман — это лишь то, что в сердце (т.е. убежденность)! Их также именуют джахмитами.

Вторая группа — это те, кто говорит о том, что иман только на языке. И это определение не известно ни от кого, кроме карамитов.

Третья группа — это те, кто говорит, что к иману имеет отношение убеждение в сердце и произнесение языком, а деяния не входят в составную часть имана, и иман не увеличивается и не уменьшается. И это мнение тех, кого ученые именуют мурджииты-фукъаха, к числу которых они относили Абу Ханифу и его сторонников».

Это определение мурджиизма дали имам аш-Шахристани в «аль-Миляль уа-ннихаль» 1/139, имам Абуль-Хасан аль-А’шари в «Макъалят аль-ислямиин» 1/213 и шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «аль-Иман» 184.

Первые две группы — джахмиты и карамиты — это те, кого именуют крайними мурджиитами (гъуляту мурджиа).

Что же касается третьей группы, то их именуют умеренными мурджиитами, о которых шейхуль-Ислам говорил, что они из ахлю-Сунна, и что разногласие с ними языковое.

Шейхуль-Ислама Ибн Таймия писал: «Если человек понимает, что оставивший деяния заслуживает порицания и наказания, то после этого разногласия в отношении этого вопроса не имеют смысла. Наоборот, это разногласие языковое, хотя, несомненно, они (мурджииты-факъихи) ошибаются в этом определении и противоречат Корану и Сунне!» См. «Маджму’уль-фатауа» 7/181.

Также шейхуль-Ислам сказал: «Следует знать, что большинство споров среди ахлю-Сунна в отношении этого вопроса (являются ли деяния частью имана) — разногласие языковое. Поскольку те факъихи, кто говорит, что иман это слова (без дел), а это Хаммад ибн Аби Сулейман, и он был первым, кто сказал об этом, а также факъихи из Куфы и другие, кто последовал за ним, убеждены, как и все остальные имамы, что совершающие грехи входят в число тех, кто заслуживает упрека и наказания! И несмотря на то, что они говорят, что их иман полноценный, как у ангела Джибриля, они все же убеждены, что иман без деяния или с совершением грехов влечет наказание, как говорит это ахлю-Сунна уаль-джама’а!» См. «Маджму’уль-фатауа» 7/297.

Т.е. имам Абу Ханифа и его сторонники, несмотря на то, что не включали деяния в составную часть имана и говорили, что иман не увеличивается и не уменьшается, признавали тот факт, что грехи влекут за собой наказания и угрозы. Все дело было в том, что они говорили: «Уменьшается не иман, ибо уменьшение имана указывает на сомнение, а сомнение в вере — это большой куфр». См. «аль-Базазия» 4/112, «аль-Бахру-рраикъ» 2/46, 3/103, «Альфаз аль-куфр» 51.

Однако все же несмотря на то, что мурджииты-фукъаха из ахлю-Сунна, разногласие с ними не только языковое, о чем говорили многие ученые. Имам Ахмад говорил: «Джарир ибн ‘Абдуллах был одним из последних сподвижников, кто принял Ислам, и он говорил: “Я давал пророку (мир ему и благословение Аллаха) присягу на доброжелательность!” И неужели доброжелательность и стеснение из имана, а пост и намаз могут быть не из имана?!» аль-Халляль в «ас-Сунна» 1021.