Вероубеждение

Высказывания имама Абу Ханифы о предопределении

1. «Однажды один человек пришел к Абу Ханифе, чтобы затеять с ним спор о предопределении. Тогда Абу Ханифа сказал ему: «Разве ты не знаешь, что тот, кто пытается постичь предопределение, подобен смотрящему на солнечные пятна. И чем больше он смотрит, тем больше приходит в смятение» «Калаид Укуд аль-Акйан» (каф –77–ба).

2. Абу Ханифа сказал: «Всевышний Аллах обладал извечным знанием о вещах еще до того, как они появились» «аль-Фикх аль-Акбар», стр. 302-303.

3. Абу Ханифа сказал: «Всевышний Аллах знает о несуществующем, которое в небытии и не существовало, и Он знает о том, каким бы оно было, если бы оно существовало. Всевышний Аллах также знает о существующем, которое в бытии существует, и Он знает о том, каков будет конец существующего» «аль-Фикх аль-Акбар», стр. 302-303.

4. Абу Ханифа сказал: «Его предопределение в Хранимой Скрижали (аль-Ляух аль-Махфуз)» «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.

5. Абу Ханифа сказал: «Мы утверждаем, что Всевышний Аллах приказал перу писать. Перо спросило: «Что мне писать, о, Господь?» Всевышний Аллах сказал: «Пиши все, что будет до Дня Воскресения!», – о чем говорится в следующих словах Всевышнего: “Все, что они совершили, есть в книгах деяний. Все малое и великое уже начертано” Сура «Месяц», аяты 52-53» «Китаб аль-Уасыййа» с комментариями, стр. 21.

6. Абу Ханифа сказал: «Ничто не происходит ни в этом мире (дунья), ни в будущей жизни (ахырат), иначе как по Его воле» «аль-Фикх аль-Акбар», стр. 302.

7. Абу Ханифа сказал: «Аллах создал все сущее из ничего» «аль-Фикх аль-Акбар», стр. 302.

8. Абу Ханифа сказал: «Аллах являлся Создателем (Халик) и до того, как стал создавать» «аль-Фикх аль-Акбар», стр. 304.

9. Абу Ханифа сказал: «Мы утверждаем, что раб со своими действиями, утверждениями и знанием сотворен. А поскольку совершающий действия является сотворенным, то его действия тем более сотворены» «Китаб аль-Уасыййа» с комментариями, стр. 14.

10. Абу Ханифа сказал: «Все действия рабов, будь то движение либо покой, совершаются ими самими, а Всевышний Аллах является их Создателем. Все эти действия происходят по воле Аллаха, Его знанию, Его предустановлению (када) и Его творению (кадар)» «аль-Фикх аль-Акбар», стр. 303.

11. Абу Ханифа сказал: «Все действия рабов, будь то движение либо покой, совершаются ими в действительности, а Всевышний Аллах создал их. Все эти действия происходят по воле Аллаха, Его знанию, Его предустановлению (када) и Его творению (кадар). Все действия, заключающие в себе повиновение (Аллаху), обязательны из-за веления Всевышнего Аллаха (их совершать), Его любви (к таким действиям), Его довольства (ими), Его Знания (о них), Его воли, Его предустановления и Его творения. А все грехи (происходят) по Его Знанию, Его предустановлению, Его творению и Его воле, однако не из-за Его любви (к грехам), Его довольства (ими) и Его веления (совершать их)» Там же, стр. 302.

12. Абу Ханифа сказал: «Всевышний Аллах создал творения, которые были свободны от неверия (куфр) и веры (иман)[1]. Затем, обратившись к ним, Он установил для них веления и запреты. Неверующим стал тот, кто впал в неверие посредством своих действий, своего непризнания и упорного отрицания истины, лишившись помощи Всевышнего Аллаха. Уверовал же тот, кто стал верующим посредством своих действий, своего утверждения (языком символа веры – шахады) и своего убеждения (сердцем) благодаря содействию Всевышнего Аллаха и Его помощи» «аль-Фикх аль-Акбар», стр. 302-303.

13. Абу Ханифа сказал: «Аллах извлек потомство Адама из его чресел в виде пылинок. Он сделал их разумными, после чего обратился к ним, велев им уверовать, и запретив им впадать в неверие, и они признали Его Господство. С их стороны, это явилось верой (иман), и люди рождаются в этом врожденном состоянии единобожия (фитра). Тот, кто стал неверующим, впал в неверие после этого (договора с Аллахом), сменив и изменив свою фитру. Тот же, кто уверовал и подтвердил (свою веру), стоит на твердой основе и продолжает пребывать (в состоянии фитры) «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.

14. Абу Ханифа сказал: «Он – Тот, Кто сначала предопределил, а затем сотворил все сущее. Ни в этом мире, ни в будущем нет ничего, что выходило бы за пределы Его воли, Его Знания, Его предустановления, Его творения и Его записи в Хранимой Скрижали» «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.

15. Абу Ханифа сказал: «Он не принудил ни одно из Своих творений ни к неверию (куфр), ни к вере (иман). Наоборот, Он создал их действующими лицами, и вера вместе с неверием являются деяниями самих рабов. Всевышний знает, что тот, кто впадает в неверие, будучи в состоянии неверия, является неверующим. Но если такой человек после этого уверовал, и Аллах Своим Знанием признает его верующим, то Он возлюбит его, что никоим образом не изменит Знание Аллаха» «аль-Фикх аль-Акбар», стр.303.

«Аль-када’ уа аль-кадар» — вера в предопределение, одна из основ веры как таковой, и человек не считается верующим, пока не уверует в него. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» Сура «Аль-Камар», аят 49.

Как передал Ибн Хаджар аль-‘Аскалани со слов ар-Рагиба аль-Асфахани, предопределение, в принципе, указывает на могущество предопределяющего и на то, что предопределено и известно ему. Фатх аль-Бари (11/477).

Всевышний Аллах обладает абсолютным могуществом, и для Него нет ничего невозможного. Среди Его имен — Аль-Кāдир (Могучий, Способный), Аль-Кадир, Аль-Муктадир (Всемогущий), а могущество — одно из Его качеств.

Слово القادر «кадир» является причастием действительного залога от глагола قدر «кадара» (мочь, быть в состоянии).

Слово القدير «кадир» образовано по модели فعيل и имеет усиленный смысл. Оно означает «совершающий все, что пожелает, в пределах, обусловленных мудростью, не больше и не меньше», и этим качеством нельзя описывать никого, кроме Могучего и Великого Аллаха. Коран гласит: «Он способен на всё» Сура «Аль-Ахкаф», аят 33.

Слово المقتدر «муктадир» образовано по модели مفتعل от глагола «иктадара» (мочь, быть в состоянии), и оно имеет еще более усиленный смысл. В Коране сказано: «…на седалище истины возле Всемогущего Властелина» Сура «Аль-Камар», аят 55.

Когда имама Ахмада спросили о предопределении, он сказал: «Предопределение — это могущество Аллаха» Маджму‘ аль-фатава (8/308).

Ибн аль-Кайим писал: «Имам Ах­мад ска­зал, что пре­до­пре­де­ле­ние — это мо­гу­ще­ст­во Ал­ла­ха. Ибн ‘Акил одоб­рил это вы­ска­зы­ва­ние и ска­зал: «Оно ука­зы­ва­ет на точ­ность Ах­ма­да и его глу­бо­кие по­зна­ния в об­лас­ти ос­нов ре­ли­гии». То же ска­зал Абу аль-Ва­фа, по­то­му что от­ри­ца­ние пре­до­пре­де­ле­ния под­ра­зу­ме­ва­ет от­ри­ца­ние спо­соб­но­сти Гос­по­да со­тво­рить, за­пи­сать и пре­до­пре­де­лить дея­ния ра­бов».

Согласно воззрениям Ахль ас-Сунна уа аль-Джама’а в предопределении Аллаха выделяются четыре ступени, которые подтверждаются Кораном и Сунной.

Первая ступень – абсолютное знание Аллаха обо всем, что существует и чего не существует. Этим знанием Аллах обладает извечно.

Вторая ступень – это запись в Хранимой Скрижали судеб всех творений и всего, что должно произойти до Судного Дня. Эта запись была сделана за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли.

Третья ступень – желание Аллаха. Происходит только то, что пожелал Аллах, а то, что Он не пожелал, не может произойти.

Четвертая ступень – сотворение Всевышним Аллахом всего сущего. Могущество Аллаха абсолютно, и Он создал творения, которые совершают деяния, вместе с их деяниями.

Когда слова аль-када и аль-кадар используются вместе, то под словом аль-када подразумеваются первые три ступени предопределения, а под словом аль-кадар – последняя, четвертая ступень.


Примечания:

[1] Правильно было бы сказать, что Всевышний Аллах создал творения по своей природе единобожниками (фитра), о чем Абу Ханифа говорит в следующем высказывании.